Что такое «профессиональный стандарт»?
Профстандарт – это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления рабочей деятельности.
Документ «Профессиональный стандарт педагога» имеет силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.
В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.
Для чего вводятся «профстандарты»?
Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.
Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований. Но получить для применения на практике разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога образовательные организации смогут только после завершения работы экспертов, оценивающих данный пакет документов, и его согласования с Министерством образования и науки РФ.
Что должен уметь «педагог»?
Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.
Наряду со структурными изменениями общества меняются и его потребности, в том числе в сфере образования, а на педагога, как на центральную фигуру образовательного процесса, возлагается особая ответственность.
Предполагается, что педагог обязан: овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями (подробные разъяснения есть в документе); освоить навыки преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладать определенными переводческими компетенциями; уметь кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей. Кроме того, все педагоги должны уметь работать с такими группами учащихся как: учащиеся со специальными потребностями в образовании; одаренные ученики; ученики, для которых русский язык не является родным; ученики с ограниченными возможностями и т.д.
Учитель должен: демонстрировать знание предмета и программы обучения; уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока); владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Педагог должен организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.
Педагог должен иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности
Министр образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна сообщила, что профессиональный стандарт педагога будет готов к 2020 году. В рамках своего выступления на Всероссийском семинаре-совещании Общероссийского профсоюза образования она отметила, что для учителей будут введены должности ведущего и старшего учителя. По словам главы образовательного ведомства, система должностей будет дифференцироваться в соответствии со сложностью выполняемых педагогами задач. Также планируется учитывать уровень его ответственности и количество возложенных на него функций. Министр указала, что введение профстандарта, скорее всего, произойдет не в январе 2018 года, как планировалось ранее, а постепенно, до 2020 года.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
- Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 года № 1115н "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 514н от «24» июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» сентября 2015г. № 613н Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Перечень нормативно-правовых и информационных документов, связанных с применением профессионального стандарта педагога (по материалам сайта ПРОФСТАНДА)
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Список изменяющих документов (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ) (принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года)
- Федеральный Закон «о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации»
- Распоряжение Министерства образования и науки Российской федерации от 11.04.2016года № ВК-47 / 096 «Об утверждении плана –графика апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» на 2016-2017годы»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 27.05.2015г. № 536 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования науки на 2015-2018
- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством Российской Федерации 28.05.2014 г. № З241п-П8)
- /Приказ МБОУ Степновская СОШ № 180 от 20.09.2016 "О введении профессиональных стандартов и создании рабочей группы"
- /Положение о рабочей группе по введению профессиональных стандартов
- /Приказ МБОУ Степновская СОШ № 3 от 09.01.2017 "Об утверждении дорожной карты по внедрению профстандартов на период с 01.01.2017 по 31.12.2020"
- /Дорожная карта внедрения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего образования, основного общего и среднего общего образования)(воспитатель, педагог) в МБОУ Степновская СОШ"
- /Список профессиональных стандартов, подлежащих применению в детском саду "Журавушка" СП МБОУ Степновская СОШ и план мероприятий по переходу на профессиональные стандарты
- Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
- Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
- Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя начального общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
- Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя русского языка основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
|
Код ПС |
Наименование стандарта |
Нормативный правовой акт, утвердивший
стандарт |
|
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550
|
|
01.002 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
|
|
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016
|
|
|
||
|
01.005 |
Специалист в области воспитания |
Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406
|
|
|
||
|
01.007 |
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива
(вожатый) |
Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396
|
Какие общие требования
к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?
Прежде всего,
профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица,
желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например,
обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
·
в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
·
иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению
деятельности в школе.
![]()
Обратите внимание! Получение
дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной
организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не
имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в
области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии
соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического
и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о
допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от
28.03.2019 №ТС-817/08).
При этом на работу может
быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в
роли педагогов лица:
·
лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
·
имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
·
признанные недееспособными;
·
имеющие определенные заболевания.
Обязательно ли
применять в РФ профстандарт педагога?
Применение
профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об
образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Обратите внимание! Обязательность
применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и
не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос
№7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом,
профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не
только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.
Риски! За нарушение требований закона о
применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности
по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Можно ли уволить за
несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?
Нет, уволить за
несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель,
определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом
характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств
работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).
Важно! Действие профстандартов
распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в
силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут
быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем
описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от
04.04.2016 №14-0/10/В-2253).
Правоприменитель
неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в
отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу
соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить
основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо
Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда
РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении,
требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны
применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.
Обратите внимание! «Несоответствие
профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности
или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной
результатами аттестации» - это не тождественные понятия. При этом второе уже
может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК
РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не
обязан.
Является ли профстандарт педагога
универсальным для всех работников образования?
Нет, данный профстандарт
применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере
начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное
образование).
Для работников сферы
образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты,
среди которых:
·
педагог-психолог (психолог в сфере образования);
·
педагог дополнительного образования детей и взрослых;
·
педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования;
·
специалист в области воспитания;
·
мастер производственного обучения вождению транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий;
·
специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива
(вожатый) и др.
Должностная инструкция
учителя и профстандарт: как привести в соответствие?
При разработке/
корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего
привести в соответствие с профстандартом:
·
наименование должности сотрудника;
·
перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник
(или на нее претендующий);
·
содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной
инструкции.






